В редакцию пришло письмо от внучек одного из братьев-казаков Дересковых, которые храбро защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны
Мы расскажем о мужчинах семьи Дересковых — потомках донских казаков, приехавших на Урал еще в конце XVIII века. В семье было четыре сына и дочь, все носили разные фамилии: старший сын по паспорту был Дереско, дочь в девичестве была Дерескова, а трое младших сыновей – Деревсковы. В разных военных документах фамилия тоже многовариантна. Младшее поколение этой большой семьи объясняет разницу в фамилии сразу несколькими причинами, имевшими место в разное время. Это и довоенная безграмотность, и спешка, и неаккуратность ведения документов в военных условиях, и путаница в регистрирующих органах с уже жившей на Урале другой семьей – семьей Деревсковых – после войны. Поэтому пусть вас не удивляет, что у братьев в нашем рассказе разные фамилии, это не опечатка.
Война… Как страшно звучит это слово. Даже для тех, кто ни разу не слышал звуков выстрелов, не видел последствий этих выстрелов и взрывов. Братьям Дересковым всем пришлось побывать в пекле, но не всем удалось вернуться. Они были призваны Кочкарским РВК в разные годы, второй и третий сыновья – в 41-м, а старший и младший – в 43-м. Участники военных действий не любили и не любят рассказывать о войне, но некоторые воспоминания, а точнее уже просто пересказы наших дедов Дересковых удалось зафиксировать.
Илья Деревсков
Деревсков Илья Яковлевич (второй сын) попал на войну в самом ее начале в возрасте 32 лет. Воевать ему довелось не более месяца. Его мама когда-то рассказывала, что Илья с детства боялся воды, в ней и погиб: «Они переправлялись через какую-то реку на плоту, немцы с самолетов обстреляли. Бомба в плот попала, и Илья сразу камнем на дно ушел».
Так получилось, что в августе 1941 года из жизни ушли сразу два сына Дересковых – Илья и Владимир.

Владимир Деревсков
Военный путь третьего сына, Деревскова Владимира Яковлевича, тоже оказался коротким. В 1940 году Владимир был призван в ряды Советской Армии на срочную службу и домой уже не вернулся. 5 июля 1941 года Владимир попал в плен, в сентябре того же года пропал без вести. Но по окончании войны все же стали известны некоторые детали его судьбы. Сослуживец Владимира, его земляк, чудом спасшийся из плена, вернулся в Пласт и нашел мать погибшего однополчанина.
Кратко из пересказа матери: «Его забил немец. Этот немец сразу Владимира невзлюбил. Как проходит мимо, обязательно его стукнет. И поволжской свиньей его называл почему-то. Владимир беленький был, красивый, голубоглазый, носик прямой. Он всегда аккуратный был, чистоплотный. Один и тот же немец его всегда унижал. Другие немцы равнодушны были, а этот невзлюбил почему-то. А в плен-то брали, не всегда же убивали. Оставляли работников-то. Наверное, этот немец принял Владимира за поволжского немца и посчитал его потомком предателей. Видимо, основываясь на своей ненависти, он и позволял себе такие действия».
Поясним, поволжские немцы – это один из народов, сформировавшийся из потомков переселенцев из германских государств в 1760-е годы в Нижнем Поволжье и проживавших там вплоть до 1941 года.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава по Кочкарскому РВК Челябинской области Владимир Яковлевич значится как пропавший без вести.

Григорий Дересков
Дересков Григорий Яковлевич (старший сын) на момент начала войны был уже папой шестерых детей, поэтому на войну был призван только в 1943 году. Воевал он тоже недолго. Красноармеец Григорий в составе 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии попал на Курскую дугу и был тяжело ранен в первом же бою. Как он рассказывал позже своим детям, его и других мужиков из деревни (тогда это был хутор Ерёмкин Пластовского района) забрали сразу же после посевной, недолго учили на пулеметчиков и отправили в бой. Долго лежал на картофельном поле, контуженый, тяжело раненный в грудь и живот.
В военных документах значится, что красноармеец Дересков Григорий Яковлевич убит 28.08.1943 года. Первичное место захоронения: Орловская область, Севский район, детский дом, сад. Вероятно, это дата ранения или дата отправки раненого на Урал. Вполне возможно, что врачи при отправке тяжелораненого не надеялись на его выздоровление и занесли его в списки погибших. Может быть, он был отправлен в тыл безымянным, но в дороге смог сообщить, куда его везти долечивать. После долгого лечения в разных госпиталях супруга Григория Наталья на телеге привезла его из Миасского госпиталя домой и долечивала сама. Из-за полученных травм на войну он уже не вернулся. После войны в семье Григория родились еще две дочери. Умер же Григорий в 1960 году из-за врачебной ошибки при лечении производственной травмы.
Михаил Деревсков

Младшему сыну семьи – Деревскову Михаилу Яковлевичу – на дату начала войны было всего 16 лет, поэтому на войну он был призван лишь в 1943-м. Служил он связистом 666-го артиллерийского полка 222-й стрелковой дивизии 33-й Армии Первого Белорусского фронта. Из его рассказов: «Катушки мы катали, связь с одного места до другого тянули. Бывало, уходили связь налаживать, а когда возвращались, так уже и связь не нужна была, погибли солдатики. Иногда казалось, что эта связь меня спасала от гибели».
За годы войны Михаил заслужил две медали «За отвагу» (обе в 1944 году) и орден Отечественной войны II степени (17.05.1945 г.). Много позже, уже 6 апреля 1985 года, Михаил Яковлевич был представлен к ордену Отечественной войны II степени. После войны у Михаила и его супруги Татьяны родились два сына и дочь.
Вот такую небольшую хронологию событий удалось собрать о сыновьях семьи Дересковых – потомках донских казаков, ставших героями событий Великой Отечественной войны. Их уже нет, но память о них живет в семьях их детей и внуков.
Наталья Буторина, Ольга Деревскова, внучки Г.Я. Дерескова, г. Магнитогорск — Пласт. Фото из семейного архива


